О некоторых вопросах, связанных с реализацией закона Тверской области от 28.12.2022 96-ЗО «О перераспределении полномочий по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований Тверской области и органами государственной власти Тверской области»

28 декабря 2022 года принят закон Тверской области N 96-ЗО «О перераспределении полномочий по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований Тверской области и органами государственной власти Тверской области» (далее Закон N 96-ЗО).

Данным законом предусмотрено, что с 1 января 2023 года полномочия по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территориях следующих муниципальных образований Тверской области:

  • г. Тверь;
  • г. Торжок;
  • Вышневолоцкий городской округ;
  • Кашинский городской округ;
  • Осташковский городской округ;
  • Удомельский городской округ;
  • Весьегонский муниципальный округ;
  • Зубцовский муниципальный округ;
  • Кимрский муниципальный округ;
  • Пеновский муниципальный округ;
  • Ржевский муниципальный округ;
  • Селижаровский муниципальный округ;
  • Бологовский район;
  • Калининский район;
  • Калязинский район;
  • Конаковский район;
  • Торжокский район;
  • Торопецкий район;
  • Великооктябрьское городское поселение Фировского района,

осуществляются Правительством Тверской области непосредственно или через уполномоченный им исполнительный орган Тверской области.

При применении положений Закона 96-ЗО Правительство Тверской области рекомендует руководствоваться следующим.

 

  1. Согласно пункту 4 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» исполнительный орган государственной власти, уполномоченный на предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, также является органом, уполномоченным на заключение в отношении таких земельных участков договора мены, соглашения об установлении сервитута, соглашения о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на принятие решений о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и на выдачу разрешения на использование земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.

Таким образом, в соответствии с Законом 96-ЗО указанные мероприятия осуществляются Правительством Тверской области или уполномоченным им исполнительным органом Тверской области.

Органы местного самоуправления вышеуказанных муниципальных образований Тверской области с 1 января 2023 года не вправе принимать решения о предоставлении земельных участков и заключать соответствующие договоры аренды либо купли-продажи земли, а также осуществлять иные действия, указанные в части 4 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

К видам заявлений, рассматриваемых Правительством Тверской области непосредственно или через уполномоченный им исполнительный орган Тверской области, в части предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, относятся заявления:

 

  • об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории
  • о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости»
  • о проведении аукциона по продаже земельного участка, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка
  • о предоставлении земельного участка в аренду, собственность без проведения торгов
  • о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование, постоянное (бессрочное) пользование
  • о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно
  • о принятии решений и заключении соглашений о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена
  • о заключении соглашения об установлении сервитута
  • о выдаче разрешения на использование земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена
  • о согласовании местоположения границ земельного участка в случае, если уточняемый земельный участок граничит с земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

    В случае заинтересованности в оформлении прав на земельные участки государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территориях вышеуказанных муниципальных образований граждане и юридические лица должны обращаться с заявлениями в Правительство Тверской области непосредственно или в уполномоченный им исполнительный орган Тверской области.

     

    1. Если до дня вступления в силу закона Тверской области органом местного самоуправления принято решение о проведении аукциона и опубликовано извещение о проведении аукциона по продаже такого земельного участка или аукциона по продаже права на заключение договора аренды такого земельного участка, проведение аукциона и заключение по его результатам договора аренды либо купли-продажи такого земельного участка осуществляет указанный орган местного самоуправления.

    При этом, в заключаемом договоре должна быть указана ссылка на решение о проведении аукциона, принятое до 1 января 2023 года, ссылка на источник и дату публикации извещения о проведении аукциона (также до 1 января 2023 года).

    Подача заявлений на проведение регистрационных действий в Управлении Росреестра по Тверской области должна осуществляться органом местного самоуправления самостоятельно исключительно электронном виде в порядке статьи 19 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

    В пакет документов, направляемых в Управлении Росреестра по Тверской области рекомендуется включить электронный образ:

    решения о проведении аукциона, принятое до 1 января 2023 года;

    публикаций извещений о проведении аукциона осуществленных в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка до 01.01.2023;

    публикаций извещений о проведении аукциона на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации.

    В случае, если до дня вступления в силу закона Тверской области органом местного самоуправления принято решение о проведении аукциона, но не опубликовано извещение о проведении аукциона по продаже такого земельного участка или аукциона по продаже права на заключение договора аренды такого земельного участка, такое решение подлежит отмене.

    При этом, в адрес заявителей необходимо направить соответствующее уведомление, с разъяснениями положений, предусмотренных законом Тверской области 96-ЗО и проинформировать о необходимости направления нового заявления в адрес Правительства Тверской области или уполномоченного им исполнительного органа Тверской области.

    1. Относительно заявлений о согласовании местоположения границ земельных участков, сообщаем следующее.

    Согласно части 1 статьи 39 Закона от 24.07.2007 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (далее Закон 221-ФЗ) местоположение границ земельных участков подлежит в установленном Законом 221-ФЗ порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 статьи 39 Закона 221-ФЗ, в случае если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости (далее ЕГРН).

    Согласно части 2 статьи 39 Закона 221-ФЗ предметом согласования местоположения границ земельных участков является определение местоположения границы земельного участка, одновременно являющейся границей другого земельного участка.

    В связи с изложенным, с учетом разъяснений Министерства экономического развития Российской Федерации от 27.04.2017 ОГ-Д23-4928 если земельный участок граничит с землями, находящимися в государственной или муниципальной собственности (не с земельными участками), то согласование местоположения в отношении такой границы в порядке, установленном Законом 221-ФЗ, не проводится.

    Заинтересованным лицом при согласовании местоположения границ земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, с 1 января 2023 года является орган, уполномоченный на предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

    В связи с чем, заявления о согласовании местоположения границ земельных участков, в случае, если уточняемые земельные участки граничат с земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, подлежат рассмотрению Правительством Тверской области или уполномоченным им исполнительным органом Тверской области.

    Соответственно, при поступлении такого заявления орган местного самоуправления уведомляет заявителя о необходимости обращения в Правительство Тверской области или уполномоченный им исполнительный орган Тверской области либо в течение 1 дня с момента поступления обращения перенаправляет его в уполномоченный орган.

     

    1. По заявлениям, поступившим в орган местного самоуправления до дня вступления в силу Закона 96-ЗО о предоставлении земельного участка либо о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, сообщаем следующее.

    В случае, если по такому заявлению органом местного самоуправления до 1 января 2023 года опубликовано извещение о предоставлении земельного участка в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и извещение размещено на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», по истечение тридцатидневного срока публикации в Правительство Тверской области или уполномоченный им исполнительный орган Тверской области подлежат передаче:

    все материалы, включая оригинал заявления и приложенных к нему документов, предусмотренных Земельным кодексом РФ;

    ответы уполномоченных органов и ресурсоснабжающих организаций о наличии/отсутствии ограничений в использовании земельного участка;

    заверенные копии публикаций информационных сообщений, опубликованных в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

    встречные заявления лиц о намерении участвовать в аукционе (при наличии);

    информационное письмо об отсутствии встречных заявлений, за подписью должностного лица органа местного самоуправления.

    Данные материалы передаются в уполномоченный орган в электронном виде. Перечень всех передаваемых материалов отображается в реестре, по ниже установленной форме.

    Факт передачи материалов подтверждается актом приема-передачи, содержащим соответствующие реестры передаваемых материалов, подписанным уполномоченными должностными лицами органа местного самоуправления и исполнительного органа Тверской области.

     

    Рекомендуемая форма реестра передаваемых материалов о предоставлении сформированных земельных участков в соответствии со статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации:

     

    п/п Ф.И.О. заявителя Цель предоставления Кадастровый номер Местоположение участка Период публикации Наличие встречных заявления
    1.            

     

    Ф.И.О.

     

    встречных заявителей

    Планируемый результат рассмотрения заявления (торги/без торгов) Количество листов передаваемых материалов
         

     

    Рекомендуемая форма реестра передаваемых материалов о предоставлении земельных участков, подлежащих образованию в соответствии со статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации:

     

    п/п Заявитель Цель предоставления Кадастровый квартал Местоположение участка Период публикации Наличие встречных заявления
                 

     

    Ф.И.О. встречных заявителей Результат

     

    (образование участка для торгов/предварительное согласование предоставления участка без торгов)

    Количество листов передаваемых материалов
         

     

    1. Федеральным законом от 05.04.2021 79-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» («О гаражной амнистии») внесены изменения в Федеральный закон от 25 октября 2001 года 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в части его дополнения статьей 3.7, регулирующей порядок и условия предоставления гражданам, в том числе в собственность бесплатно, земельных участков для размещения гаражей.

    Поскольку оформление прав на такие земельные участки осуществляется в порядке, установленном главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации, принятие решений о предварительном согласовании предоставления и предоставлении таких земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, также с 1 января 2023 года осуществляется Правительством Тверской области непосредственно или через уполномоченный им исполнительный орган Тверской области.

     

    1. Федеральным законом от 14.07.2022 312-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в статью 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в части пунктов 2.7-2.10, регулирующих права членов некоммерческих организаций независимо от даты вступления в членство приобрести находящийся в государственной или муниципальной собственности садовый или огородный земельный участок без проведения торгов в собственность бесплатно.

    Поскольку предоставление таких земельных участков осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, с 1 января 2023 года принятие таких решений относительно земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется также Правительством Тверской области непосредственно или через уполномоченный им исполнительный орган Тверской области.

     

    1. Относительно принятия решения об установлении публичного сервитута, сообщаем следующее.

    Органы, принимающие решения об установлении публичного сервитута поименованы в статье 39.38 Земельного кодекса Российской Федерации.

    Публичный сервитут в отношении земельных участков и (или) земель для их использования в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, устанавливается:

    1) решениями уполномоченных федеральных органов исполнительной власти в случаях установления публичного сервитута для размещения инженерных сооружений федерального значения или их капитального ремонта, а также капитального ремонта участков (частей) инженерных сооружений, являющихся линейными объектами, устройства пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с железнодорожными путями общего пользования, автомобильными дорогами федерального значения или для устройства примыканий автомобильных дорог к автомобильным дорогам федерального значения, размещения автомобильных дорог федерального значения, железнодорожных путей в туннелях;

    2) решениями уполномоченных исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в случаях установления публичного сервитута для размещения инженерных сооружений регионального значения или их капитального ремонта, а также капитального ремонта участков (частей) инженерных сооружений, являющихся линейными объектами, устройства пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с автомобильными дорогами регионального или межмуниципального значения или для устройства примыканий автомобильных дорог к автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения, размещения автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения в туннелях;

    3) решениями уполномоченных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, принимающих решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, в случае установления публичного сервитута в целях реконструкции инженерных сооружений, переносимых в связи с изъятием земельных участков, на которых они располагались, для государственных или муниципальных нужд;

    4) решениями органов местного самоуправления городского округа, городского поселения в случаях установления публичного сервитута для размещения инженерных сооружений, являющихся объектами местного значения городского округа, городского поселения, устройства пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с автомобильными дорогами местного значения городского округа, городского поселения или для устройства примыканий автомобильных дорог к автомобильным дорогам местного значения городского округа, городского поселения, размещения автомобильных дорог местного значения городского округа, городского поселения в туннелях, а также в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса РФ и не указанных в пунктах 1-3 статьи 39.38 Земельного кодекса Российской Федерации, в отношении земельных участков и (или) земель, расположенных в границах городского округа, городского поселения;

    5) решением органа местного самоуправления муниципального района в случае установления публичного сервитута для размещения инженерных сооружений, являющихся объектами местного значения муниципального района, сельского поселения, размещения автомобильных дорог местного значения муниципального района, сельского поселения в туннелях, а также в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации и не указанных в пунктах 1-3 статьи 39.38 Земельного кодекса Российской Федерации, в отношении земельных участков и (или) земель, расположенных в границах сельских поселений, на межселенных территориях муниципального района.

     

    1. В целях завершения процедур, проводимых органами местного самоуправления до принятия закона Тверской области 96-ЗО «О перераспределении полномочий по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований Тверской области и органами государственной власти Тверской области» органам местного самоуправления необходимо представить в Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области реестры и заверенные копии решений, срок действия которых (2 года) не истек:

    о предварительном согласовании предоставления земельных участков;

    об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого в целях перераспределения;

    об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого в целях проведения торгов и иных целях.

     

    Рекомендуемая форма реестра передаваемых материалов:

     

    п/п Дата решения Номер решения Наименование решения Заявитель Цель образования участка Кадастровый квартал Адрес участка
                   

     

    Также органам местного самоуправления необходимо представить в Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области реестры и электронные образы:

    действующих договоров безвозмездного пользования земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена;

    решений о предоставлении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в постоянное (бессрочное) пользование;

    решений о выдаче разрешений на использование земель или земельных участков, принятых в соответствии с главой V.6 Земельного кодекса Российской Федерации, срок которых не истек.

     

    Рекомендуемые формы реестров передаваемых материалов:

     

    п/п Дата решения Номер решения Наименование решения Заявитель Кадастровый номер земельного участка Цель предоставления Адрес участка
                   

     

     

    п/п Дата договора безвозмездного пользования Номер договора Заявитель Кадастровый номер земельного участка Цель предоставления Площадь Адрес участка
                   

     

    1. В случае поступления с 01.01.2023 в органы местного самоуправления заявлений, касающихся предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в силу норм статьи 39.15, статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления возвращает такие заявления заявителю. При этом заявителю должны быть указаны причины возврата заявления и рекомендовано обратиться с соответствующим заявлением в Правительство Тверской области или уполномоченный им исполнительный орган Тверской области.

     

    1. В случае, если по заявлениям, поступившим в орган местного самоуправления до 01.01.2023, не приняты решения, орган местного самоуправления направляет в адрес заявителя разъяснения о вступлении в силу закона Тверской области 96-ЗО и необходимости обращаться в Правительство Тверской области или уполномоченный им исполнительный орган Тверской области.